Каталог ООПТ

Найдено 1000 ООПТ

Туристская и эколого-просветительская деятельность

Эколого-просветительская деятельность в соответствии со статьями 7 и 13 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ является одной из основных задач, возложенных на государственные природные заповедники и национальные парки.

Эколого-просветительская деятельность заповедников и национальных парков ведется в целях:
обеспечения поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимого условия выполнения заповедниками и национальными парками своих природоохранных функций;
содействия решению региональных экологических проблем;
участия в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения.

Непосредственная организация и выполнение эколого-просветительской работы осуществляется специализированными структурными подразделениями заповедников и национальных парков – отделами экологического просвещения.

Основными направлениями эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков являются:

1. Взаимодействие со средствами массовой информации: освещение актуальных проблем заповедного дела в средствах массовой информации, подготовка и проведение с редакциями средств массовой информации и журналистами совместных акций, мероприятий и публикаций, издание специализированных газет (бюллетеней) или приложений к издаваемым местным газетам.

2. Рекламно-издательская деятельность: выпуск буклетов, плакатов, листовок, брошюр, фотоальбомов, наборов открыток, календарей, почтовых конвертов, значков и иных сувениров с изображением символики, природных комплексов и объектов ООПТ.

Печатная и сувенирная продукция заповедников и национальных парков распространяется как бесплатно (среди участников природоохранных акций и праздников, в качестве призов и поощрений), так и за плату.

3. Создание аудио-, кино- и видеопродукции.

Аудио-, кино- и видеопродукция, посвященная заповедникам и национальным паркам, создается как сотрудниками самих заповедников и национальных парков, так и сторонними специалистами и съемочными группами, в том числе по заказу заповедников, национальных парков и Минприроды России.

Для производства съемок (за исключением любительских) на территории заповедника или национального парка юридические и физические лица должны получить письменное разрешение директора заповедника или национального парка. Такое разрешение, как правило, выдаётся на основании договора между заповедником (национальным парком) и юридическим или физическим лицом, планирующим проведение съемок.

4. Работа музеев, визит-центров, демонстрационных вольерных комплексов с животными и экспозиций живых растений заповедников и национальных парков.

Более 80% музеев заповедников – это музеи природы. Музеи этнографической направленности созданы в заповедниках Байкальском (Этнографический экскурсионный комплекс «Экоэтногородок», включающий традиционные жилища и экспозицию «Байкал на ладони»); Болоньском (Этнографический комплекс «Этнографическое поселение нанайской семьи»); Большая Кокшага (музей «Крестьянская изба»); Комсомольском (Музей природы и этнографии, который помимо помещений также включает уличные экспозиции - этнографическую площадку с макетами постоянных жилищи и хозяйственных построек нанайцев и «Городок лесных жителей» из деревянных скульптур); Таймырском (музей природы и этнографии). Музеи, посвященные жизни и исследованиям известных натуралистов, созданы в 2 заповедниках: Лапландском (дом-музей Г.М.Крепса – основателя и первого директора заповедника; квартира-музей О.И. Семенова–Тян-Шанского) и Пасвик (дом-музей  норвежского орнитолога-натуралиста Ханса Сконнинга). В Таймырском заповеднике создан эколого-литературный музей им. Огдуо Аксеновой – долганской поэтессы, в заповеднике Шульган-Таш - Музей-гостиная «Пчелиный лес», где можно продегустировать разные сорта мёда.

Посещение музеев заповедников и национальных парков осуществляется за плату (размер платы устанавливается для каждого музея индивидуально, расценки согласуются с Минприроды России в установленном порядке). Экскурсии для организованных групп посетителей, как правило, организуются по предварительной записи.

Помимо музеев, в заповедниках и национальных парках создаются визит-центры (информационные центры для посетителей), которые могут не иметь масштабных экспозиций, характерных для музеев, но при этом специально оборудованы для лекционной и иных форм работы с посетителями.

Посещение визит-центров заповедников и национальных парков осуществляется как за плату (размер платы устанавливается для каждого визит-центра индивидуально, расценки согласуются с Минприроды России в установленном порядке), так и бесплатно. Экскурсии для организованных групп посетителей, как правило, организуются по предварительной записи.

Также на некоторых ООПт организованы  демонстрационные вольерные комплексы с животными и экспозиции живых растений.

Посещение демонстрационных вольерных комплексов заповедников и национальных парков осуществляется за плату (размер платы устанавливается для каждого комплекса индивидуально, расценки согласуются с Минприроды России в установленном порядке).

В ряде заповедников и национальных парков посещение вольерного комплекса осуществляется одновременно с посещением музея или визит-центра, в этом случае отдельная плата за посещение вольерного комплекса не предусмотрена (заповедники Приокско-Террасный, Шульган-Таш, Воронежский, национальный парк Куршская коса и др.). Экскурсии для организованных групп посетителей, как правило, организуются по предварительной записи.

5. Работа со школьниками.

Основными формами работы со школьниками в заповедниках и национальных парках являются:

организация и проведение детских экологических лагерей и экспедиций;

организация работы школьных лесничеств;

создание и организация работы детских экологических и юннатских кружков;

содействие проведению полевых практик и экспедиций детских экологических школ и юннатских кружков в заповедниках и национальных парках;

проведение для школьников полевого практикума и/или экскурсий на ООПТ;

проведение тематических занятий со школьниками, в том числе с использованием интерактивных методов обучения, включая экологические игры;

проведение детских и юношеских экологических фестивалей, соревнований,  конкурсов, олимпиад, конференций;

привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.

6. Взаимодействие с педагогами образовательных учреждений и органами образования.

Основными формами взаимодействия с учителями и органами образования являются:

организация и проведение тематических семинаров для учителей;

участие в организации и проведении курсов повышения профессиональной квалификации преподавателей;

создание учебных программ и проектов с участием учительского корпуса и их реализация;

предоставление школам справочной и иной специальной литературы;

проведение методических консультаций для преподавателей.

7. Экологические праздники и акции.

Заповедники и национальные парки готовят и проводят специальные праздничные природоохранные мероприятия, в том числе массовые, приуроченные:

к официальным календарным природоохранным датам (Всемирный день охраны окружающей среды, День работника леса и др.);

к праздничным датам, объявленным природоохранными государственными и общественными организациями, в том числе международными (День птиц, День Земли, Международный день биологического разнообразия, Международный день водно-болотных угодий, Всемирный день моря и др.);

к юбилеям заповедников и национальных парков;

к иным событиям, важным для развития пропаганды идей заповедного дела в регионе.

8. Развитие волонтерского движения в заповедниках и национальных парках.

Организация волонтерского движения в заповедниках и национальных парках предусматривает участие российских и иностранных граждан в выполнении практических работ и мероприятий на ООПТ, проводимых на добровольной и безвозмездной основе.

Оказание волонтерской помощи заповедникам и национальным паркам осуществляется в форме:

организации и проведения сезонных волонтерских лагерей и экспедиций;

проведения разовых массовых волонтерских акций;

выполнения отдельных работ группой или одиночными волонтерами.

Волонтеры в соответствии с их профессиональной квалификацией могут привлекаться к любым работам, выполняемым заповедником или национальным парком, включая:
проведение учетов диких животных;
геоботаническое, геоморфологическое и иное картирование;
инвентаризационные работы зоологического и ботанического характера;
экскурсионное обслуживание посетителей;
проектирование, маркировка и обустройство экологических троп и маршрутов;
работы в питомниках по разведению редких и исчезающих видов животных;
проведение биотехнических мероприятий;
ремонтные, строительные и реставрационные работы;
изготовление лесной мебели, аншлагов и информационных щитов;
благоустройство территории и ее очистка от мусора;
создание музейно-выставочных экспозиций;
проведение противопожарных мероприятий;
оказание консультационно-методической помощи по вопросам юриспруденции, налогообложения, финансово-хозяйственной деятельности, компьютеризации и т.д.