Каталог ООПТ

Найдено 1000 ООПТ
Дата: 01.06.2015
Источник: Пресс-служба ФГБУ «Заповедники Таймыра»

По следам забытых русских экспедиций


Самолет «Дуглас», который в 1947 году совершил вынужденную посадку в 180 км севернее Волочанки, находится на прежнем месте. Об этом рассказали участники проекта «100-летие Экспедиции века» в экологической гостиной ФГБУ «Заповедники Таймыра».

Поиск и определение точных координат «брошенного и забытого» самолета для дальнейшей работы с ним – это лишь одна из задач, которая была успешно решена в ходе экспедиции, но не главная ее цель. О том, что хотели и что получилось рассказали постоянные участники экспедиционного центра фонда «Русь Исконная» Олег Кажарский (координатор экспедиции) и Дмитрий Кутало (технический директор). Экспедиция современных полярников в формате «арктический вездеход – легкомоторный самолет» проходила в 2 этапа. Основная часть маршрута начиналась в Дудинке, собственного говоря, откуда стартовал сам Бегичев. Основной этап охватывал центральную часть Таймыра, пролегая через территорию заповедника «Большой Арктический», входящего в состав объединенной Дирекции заповедников Таймыра.

Свой рассказ начали с экскурса в историю. Олег Кажарский: «Дело в том, что в этом году много круглых дат, которые имеют прямое отношение к Таймыру. Самые значимые, о которых, безусловно, стоит говорить – три 100-летия. Все они, так или иначе, связаны с «забытой экспедицией» или, как её называют исследователи, «экспедицией века». Эта гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана (ГЭСЛО), проходила с 1910 по 1915 год на ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач»и ровно 100 лет назад летом 1915 года они (эти суда) завершили первый в истории проход Северным морским путем с востока на запад с одной зимовкой. К этому событию примыкают еще два столетия. Первое – экспедиции Никифора Бегичева по эвакуации части экипажей этих судов, зимовавших у берегов полуострова Таймыр. И официальное основание поселка Диксон – арктического форпоста России, основанного для возможной второй зимовки этих судов».

В ознаменование указанных событий и была проведена эта авиа-вездеходная экспедиция по пути спасательной партии Никифора Бегичева от поселка Дудинка на Енисее до бухты Эклипс на побережье Таймыра и, далее, к месту зимовки «Таймыра» и «Вайгача» с последующим возвращением на Диксон. Реконструкция самого маршрута производилась по работам известных географов Н.Я.Болотникова и В.А.Троицкого.

Участники экспедиции ставили перед собой различные цели. Помимо проведения экспедиционных мероприятий по празднованию юбилейных дат, особо значимых для отечественной истории Арктики, было запланировано проведение историко-географических экспериментов по маршрутам исследователей и первопроходцев Арктики, а также расширение историко-географических и иных научно-исследовательских знаний. Путешественники-экстрималы уверены, что благодаря проведению подобных историко-географических экспериментов, удастся вовлечь подрастающее поколение в увлекательный мир географии, путешествий и приключений, а самое главное, воспитать у них бережное отношение к окружающей природе.

Олег Кажарский: «Много событий, много круглых дат и много людей, великих личностей, первооткрывателей географических открытий, на сегодняшний день или забыты, или мало упоминаемы. Мы очень надеемся, что этот исторический экскурс, который нам удалось совершить, постояв на путях первопроходцев, поможет вспомнить эти великие географические открытия и события прошлого».

На маршруте участники экспедиции руководствовались двумя книгами. «Никифор Бегичев», описывающей жизненный путь русского моряка полярника и саму спасательную партию, автора Н.Болотникова. И, недавно изданной книгой, «Под русским флагом» Отто Свердрупа, выдающегося норвежского полярного мореплавателя, осуществлявшего по поручению русского правительства поиск пропавшей экспедиции Русанова, Брусилова и Седова на парусно-паровом барке «Эклипс», в которой также описана спасательная экспедиция команд «Вайгача» и «Таймыра», затертых льдами судов ГЭСЛО.

Дмитрий Кутало: «Были планы выйти на северное побережье, которые, к сожалению, частично не удалось реализовать в этом году. Однако, в силу того, что в экспедиции принимали участие вездеход и самолет Sky Ranger, можно говорит, что экспедиция состоялась. Самолет смог достигнуть северного побережья, и сейчас он как раз находится в Диксоне. Можно сказать, подвел черту экспедиции, а вездеход вернулся несколько раньше».

Дмитрий как технический директор подробно описал технику, на которой совершалось путешествие. Для передвижения по маршруту использовался плавающий колесный вездеход на шинах сверхнизкогодавления «ПОЛЮС-2М», разработки минского конструктора Александра Борисевича. На всем этапе маршрута он выполнял функцию жилища и роль тягача. Важно, что техника эта экологически практически безвредная, потому что оказывает минимальное давление на грунт, плавающая и полностью автономная. В ходе экспедиции вездеход помимо своих основных выполнял еще и функцию аэродромной службы для самолета Sky Ranger. Этот одномоторный легкий самолет, очень маленький, имеет большие ограничения по погоде, но, тем не менее, адаптированный для полетов в Арктике. На маршруте он осуществлял разведку пути, заброску топлива и снаряжения.

Дмитрий Кутало: «Местные жители интересовались и вездеходом и самолетом, их стоимостью и возможностями, можно ли самим сделать подобные конструкции. А еще, везде люди стремились оказать помощь, еще до того, как ее попросишь! Это отличительная особенность Севера!».

Кстати говоря, именно люди поразили ребят на всем пути следования. А путь этот пролегал по зимникам либо прямо по долинам рек Пясины, Дудыпты, Авама до поселка Волочанки и далее на север по маршруту каравана Бегичева. Нитка маршрута тянулась по долинам и руслам рек Луктах вблизи ее впадения в Верхнюю Таймыру, вдоль хребта Баррынга к реке Тарея выше ее впадения в Пясину, по долине реки Бинюда, Хутудабига, Гусиная, Ленивая до мыса Стерлегова на побережье Таймыра. Общая протяженность составила приблизительно 2-2,5 тыс. км

Второе, о чем стоит говорить, по мнению москвичей – это природа Таймыра. Северная Природа, разная и неподражаемая на всем маршруте. «Это какая-то горная страна! Незабываемые белые заснеженные каньоны! Растрескавшийся прозрачный лед на озерах. Бескрайняя тундра…», – восклицает Олег Кажарский.

Все это гости из столицы готовы увидеть еще раз. Поскольку экспедиция рассчитана на 2-3 года, путешественники рассчитывают вернуться к этому маршруту в следующем году, причем в это же время. Олег Кажарский: «Маршрут в виду технических особенностей рассчитан именно на такие погодные условия, чтобы была уже не зима и еще не лето. Хотя летом многие артефакты лучше видны. В следующем году мы планируем придать экспедиции характер историко-географического эксперимента и понаблюдать за животным миром».

Нам же остается исследователям осуществления намеченных планов.


Новости